Рабочая программа ФГОС по биологии 6 класс на 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету
«БИОЛОГИЯ»

6 класс
(базовый уровень)

Программу составил: учитель биологии и химии
Малашта Сергей Борисович

2022г.

Рабочая программа реализуется по УМК Пономаревой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корнилова, Биология. 5
класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016.
- Авторская программа И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова,
А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.:
Вентана-Граф, 2012г)
Биология в основной школе изучается в 6 классе 34 часов (1 ч. в
неделю).
I. Планируемые результаты
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности
и миролюбия;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
• развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего
мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса
являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
(включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
• умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и

справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
• В познавательной (интеллектуальной) сфере.
• выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений
и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов
(обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
• классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов
растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,
растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее
распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
 находить информацию о растениях, животных грибах и
бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
 основам исследовательской и проектной деятельности по
изучению организмов различных царств живой природы, включая
умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и
защищать ее.
 использовать приемы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
работы с определителями растений; размножения и выращивания
культурных растений, уходом за домашними животными;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
 осознанно использовать знания основных правил поведения в
природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о
растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных
задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

Обучающийся научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов
(клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и
процессов, характерных для живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства родства различных
таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
 аргументировать, приводить доказательства различий растений,
животных, грибов и бактерий;
 осуществлять
классификацию
биологических
объектов
(растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
роль различных организмов в жизни человека;
 объяснять
общность
происхождения
и
эволюции
систематических групп растений и животных на примерах
сопоставления биологических объектов;
 Выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности
организмов к среде обитания;
 Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные,
бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и
описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

II. Содержание курса биологии 6-го класса
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 6 класс
(34 часов)
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с
биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе
и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение
растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка –
основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы
жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их
функции в растительном организме.
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян
однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян.
Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды
корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и
внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост
корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост
корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки.
Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие
листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование
листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев.
Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов.
Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину.
Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас.
Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и
хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление.
Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков.
Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное,
самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному
опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве.
Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа №2 «Строение вегетативных и генеративных
почек».
Лабораторная работа №3 «Внешнее строение листьев».
Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня и
луковицы».
Лабораторная работа №5 «Изучение строения соцветий».
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в
минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного
питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание
растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений.
Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками —
стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений
укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений
прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и
декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного
размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений.
Сезонные изменения в жизни растений.

Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные
систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид.
Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания
водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных
водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные
и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ.
Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на
примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа.
Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и
размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений.
Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана.
Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных
растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных.
Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых),
Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса.
Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых).
Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические
особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений.
Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных
как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие,
культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных
растений.

Лабораторные работы
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения мхов».
Природные сообщества (6 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура
природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или
другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных
сообществ.
III. Тематическое планирование
№ Раздел. Тема урока
Наука о растениях – ботаника – 4 часа
1 Царство Растения. Общая характеристика растений.
2 Разнообразие растений. Особенности внешнего
строения растений.
3 Клеточное строение растений. Свойства
растительной клетки.
4 Ткани растений
Органы растений - 9 часов
5 Семя, его строение и значение. Условия
прорастания семян
6 Корень, его строение и значение
7 Побег, его строение и развитие
8 Лист, его строение и значение
9 Стебель, его строение и значение
10 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
11 Цветок, его строение и значение. Соцветия.
12 Плод. Разнообразие и значение плодов
13 Обобщение и систематизация знаний по главе 1 и 2
«Наука о растениях -ботаника» и "Органы растений"
Основные процессы жизнедеятельности растений
- 6 часов
14 Минеральное питание растений
15 Воздушное питание растений — фотосинтез
16 Дыхание и обмен веществ у растений
17 Размножение растений: половое и бесполое
18 Вегетативное размножение растений и его
использование человеком

Количество часов
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

19 Рост и развитие растений. Обобщение знаний по 1
главе 3.
Многообразие и развитие растительного мира-9 часов

20 Систематика растений, её значение для ботаники.
Водоросли, их многообразие в природе
21 Отдел Моховидные. Общая характеристика и
значение
22 Плауны. Хвощи, папоротники
23 Отдел Голосеменные. Общая характеристика и
значение
24 Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и
значение.
25 Семейства класса Двудольные
26 Семейства класса Однодольные
27 Историческое развитие растительного мира.
Разнообразие и происхождение культурных
растений.
28 Обобщение и систематизация знаний по материалам
темы «Многообразие и развитие растительного
мира»
Природные сообщества- 6 часов
29 Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и
экосистеме
30 Совместная жизнь организмов в природном
сообществе
31 Смена природных сообществ и её причины
32 Обобщение и систематизация знаний по материалам
темы «Природные сообщества»
33 Итоговое обобщение по пройденному курсу
34 Итоговая контрольная работа за пройденный курс

9
1
1
1
1
1
1
1
1

1

6
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».