Рабочая программа ФГОС по биологии 7 класс на 2022-2023уч.г.

Рабочая программа
по предмету
«БИОЛОГИЯ»

7 класс
(базовый уровень)

Программу составил: учитель биологии и химии
Малашта Сергей Борисович

2022г.

Программа ориентирована на изучение биологии в 7 классе на базовом уровне по УМК
Пономаревой И.Н. (учебник Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.) Биология.
7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2017 г); в
объёме 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
I. Планируемые результаты
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной,
общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах
деятельности;
6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей,
7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. учиться самостоятельно, определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной
деятельности;
2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
3. формирование умения работать с различными источниками биологической
информации, анализировать и оценивать информацию;
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности
5. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.

6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;
опасных для человека;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных
видов в экосистеме;
Обучающийся получит возможность научиться:














находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за
домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных,

грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Обучающийся научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и
организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для
живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,
грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений,
животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

Выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов
к среде обитания;

Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
II. Содержание курса биологии 7-го класса
Глава 1. Общие сведения о мире животных (2ч)
Зоология — наука о животных. Введение. Зоология — система наук о животных.
Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и
различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни
человека.
Животные и окружающая среда. Среды жизни. Места обитания — наиболее
благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные,

экологические факторы. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи.
Цепи питания.
Классификация животных и основные систематические группы. Наука систематика. Вид.
Популяция. Систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и
прямое влияние. Красная книга. Заповедники. Краткая история развития зоологии. Труды
великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху
Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Труды Ч. Дарвина, их роль в
развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.

Глава 2. Строение тела животных (1ч)
Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные
структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной
и растительной клеток.
Ткани, органы и системы органов. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные,
нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и
функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.
Глава 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (3ч)
Общая характеристика подцарства Простейшие.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее
строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея.
Разнообразие саркодовых.
Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузориитуфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности.
Разнообразие инфузорий.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Среда обитания, строение и
передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от
условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и
растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев.
Значение простейших. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты.
Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний
человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Глава 4. Подцарство Многоклеточные (2ч)
Общая характеристика многоклеточных животных.
Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Общие черты строения. Гидра
— одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности
жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими. Разнообразие
кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы,
процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и
жизнедеятельности, жизненный цикл.

Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4ч)
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Места обитания и
общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого
уровня организации по сравнению с кишечнополостными.
Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Внешнее строение.
Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни
представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики
и цепни. Класс Сосальщики. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие.
Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и
развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями.
Класс Многощетинковые черви. Места обитания, строение и жизнедеятельность систем
внутренних органов. Уровни организации органов чувств, свободноживущих кольчатых
червей и паразитических круглых червей.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Места
обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов
дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в
процессах почвообразования.
Глава 6. Тип Моллюски (2ч)
Общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение. Строение и
жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и
различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков. Класс
Брюхоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере большого
прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности
размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Класс Двустворчатые
моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции
систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и
значение для человека.
Класс Головоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты
строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем
внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения
организации.
Глава 7. Тип Членистоногие (4ч)
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс ракообразные. Характерные черты
типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания,
особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака.
Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека
Класс Паукообразные. Общая характеристика, особенности внешнего строения на
примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и
жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от
укусов ядовитых пауков.

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие
ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение. Типы
развития насекомых. Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные
насекомые. Охрана насекомых. Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной
семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие
и охраняемые насекомые.
Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека. Насекомые — вредители
культурных растений и переносчики заболеваний человека. Вредители
сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и
животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.
Глава 8. Тип Хордовые. Черепные и бесчерепные. Надкласс рыбы(3ч)
Тип Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных.
Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и
развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или
Позвоночные. Общие признаки.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего
строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы
боковой линии, органы слуха, равновесия. Внутреннее строение рыб.
Опорно-двигательная система. Особенности строения и функций систем внутренних
органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником.
Особенности размножения рыб. Миграции. Основные систематические группы рыб. Класс
Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые,
двоякодышащие и кистеперые. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб.
Аквариумные рыбы.
Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Места обитания.
Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система
земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки
приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Строение и деятельность
внутренних органов земноводных. Характерные черты строения систем внутренних
органов земноводных по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних
органов земноводных и рыб. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.
Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Разнообразие и значение земноводных. Роль
земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная
книга.
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2ч)
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Взаимосвязь
внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета
пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Черты
приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие.

Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий. Разнообразие
пресмыкающихся. Общие черты строения представителей разных отрядов
пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой
доврачебной помощи. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Охрана редких и
исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания.
Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Глава 11. Класс Птицы (3 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения
и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и
различия покровов птиц и рептилий. Опорно-двигательная система птиц. Изменения
строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения
мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.
Внутреннее строение птиц. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к
полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.
Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения птиц. Этапы
формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и
гнездовых птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Роль
сезонных явлений в жизни птиц. Кочёвки и миграции, их причины. Разнообразие птиц.
Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения
экологических групп птиц. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания.
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Роль птиц в природных сообществах:
охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека.
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери (4ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Отличительные
признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные
черты строения и жизнедеятельности. Внутреннее строение млекопитающих.
Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной
системы по сравнению с другими позвоночными. Усложнение строения и функций
внутренних органов. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл.
Изменение численности млекопитающих и её восстановление. Происхождение и
разнообразие млекопитающих. Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы
современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по
сравнению с рептилиями. Высшие, или плацентарные, звери, их общая характеристика,
характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов.
Роль в экосистемах, в жизни человека. Приматы. Признаки более высокой организации.
Сходство человека с человекообразными обезьянами. Экологические группы
млекопитающих. Признаки животных одной экологической группы. Значение
млекопитающих для человека. Происхождение домашних животных. Отрасль сельского
хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и
исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
Глава 13. Развитие животного мира на Земле (2ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Разнообразие животного
мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении
происхождения животных. Изучение ископаемых животных останков. Основные
положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и
эволюции органического мира. Развитие животного мира на Земле. Этапы эволюции

животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение
строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых.
Эволюционное древо современного животного мира. Современный мир живых
организмов. Биосфера. Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты,
консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии.
Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество,
его функции в биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь.

III. Тематическое планирование.
№
1
2

3
4
5
6

7
8

9
10
11
12

13

14

15
16
17

Раздел. Тема урока
Количество часов
Общие сведения о мире животных – 2 ч.
Зоология - наука о животных. Животные и
1
окружающая среда.
Классификация животных и основные
1
систематические группы. Влияние человека на
животных. Краткая история развития зоологии.
Строение тела животных – 1 ч.
Клетка. Ткани. Органы и системы органов.
1
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные – 3 ч.
Класс Саркодовые.
1
Класс Жгутиконосцы.
1
Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1. Строение 1
и передвижение инфузории-туфельки.
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 2 ч.
Тип Кишечнополостные. Морские
1
Кишечнополостные.
Контрольная работа № 1 по теме:
1
«Простейшие и Кишечнополостные».
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 4 ч.
Тип Плоские черви. Разнообразие плоских червей:
1
сосальщики и цепни.
Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
1
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые
1
черви.
Класс Малощетинковые черви. Лабораторная
1
работа № 2. Внешнее строение дождевого червя;
передвижение; раздражимость. Лабораторная
работа № 3. Внутреннее строение дождевого
червя.
Тип Моллюски – 2 ч.
Общая характеристика типа. Класс Брюхоногие
1
моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс
Головоногие моллюски.
1
Лабораторная работа № 4. Внешнее строение
раковин пресноводных и морских моллюсков.
Тип Членистоногие – 4 ч.
Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.
1
Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5.
1
Внешнее строение насекомого.
Типы развития и многообразие насекомых.
1

Общественные насекомые – пчелы и муравьи.
1
Полезные насекомые. Охрана насекомых.
Насекомые – вредители растений и
переносчикизаболеваний человека.
Тип Хордовые. Подтип Черепные и Бесчерепные. Надкласс Рыбы – 3 ч.
Хордовые. Примитивные формы.
1
19
Рыбы: общая характеристика. Лабораторная
1
20
работа № 6. «Внешнее строение и особенности
передвижения рыбы».
Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа
1
21
№ 7. «Внутреннее строение рыбы».
Особенности размножения рыб. Основные
систематические группы рыб. Промысловые рыбы.
Их использование и охрана.
Класс Земноводные, или Амфибии – 2 ч.
Среда обитания и строение земноводных.
1
22
Строение и деятельность систем внутренних
органов.
Годовой цикл жизни земноводных и
23
1
происхождение. Многообразие и значение
земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии – 2 ч.
Внешнее строение и скелет рептилий. Внутреннее
1
24
строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
Многообразие пресмыкающихся. Обобщение по
1
25
разделу: «Рыбы. Земноводные.
Пресмыкающиеся».
Класс Птицы – 3 ч.
Среда обитания. Внешнее строение птиц.
1
26
Лабораторная работа № 8. Внешнее строение
птицы. Строение перьев.
Опорно-двигательная система птиц.
1
27
Лабораторная работа № 9. Строение скелета
птицы.
Внутреннее строение птиц. Размножение
1
28
иразвитие птиц. Годовой жизненный
цикл. Сезонные явления в жизни птиц.
Многообразиептиц. Значение и охрана
птиц.
Класс Млекопитающие, или Звери – 4 ч.
Внешнее
строение
млекопитающих. Среды жизни
1
29
и места обитания. Лабораторная работа № 10.
Строение скелета млекопитающих
Внутреннее строение млекопитающих:
1
30
опорно-двигательная и нервная системы.
Внутреннее
строение млекопитающих:
пищеварительная,дыхательная, кровеносная
и выделительная
системы. Размножение и развитие
18

31

32

33

34

млекопитающих. Годовой жизненный
цикл.Происхождение и многообразие.
Высшие, или Плацентарные звери:
1
Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны,
Зайцеобразные, Хищные. Отряд
Приматы.
Экологические группы млекопитающих. Значение
Млекопитающих для человека.
1
Контрольная работа № 6 по теме
«Млекопитающие».
Развитие животного мира на Земле – 2 ч.
Историческое развитие животного
1
мира.
Доказательства
эволюции.
Современныйживотный мир результат
длительного исторического развития.
1
Итоговая контрольная работа за пройденный курс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73014826639

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».