Рабочая программа по предмету «русский язык» (базовый уровень) 7 класс Учитель русского языка и литературы: Скворцова Светлана Витальевна Санномыск 2022 Программа соответствует учебнику «Русский язык. 7кл.» для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Л.Т. Ладыженская. – 2017 г. В данной рабочей программе на изучение русского языка в 7 классе отводится 3 часа в неделю, из расчѐта 35 учебных недель – 105 часов в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 1. 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Русский язык как развивающееся явление Обучающийся научится понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом, его основные функции, роль как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, связь языка и культуры народа, роль родного языка в жизни общества и человека. Обучающийся получит возможность научиться находить в сети Интернет тексты на заданную тему, характеризовать их с точки зрения принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка. Текст и стили Обучающийся научится распознавать различные виды диалога; определять признаки публицистического стиля; создавать монологические устные и письменные высказывания публицистического стиля, выбирая соответствующие языковые средства; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, находить в сети Интернет тексты публицистического стиля, характеризовать их с точки зрения принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; распознавать приемы компрессии текста, использовать их при написании изложений. Обучающийся получит возможность научиться участвовать в диалогическом и полилогическом общении, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. Причастие Обучающийся научится опознавать причастие как часть речи и определять его морфолого-синтаксические признаки, образовывать причастия обоих разрядов, отличать причастие от отглагольных прилагательных, проводить морфологический анализ причастия; грамматически правильно создавать предложения с причастными оборотами и употреблять их в речи. Обучающийся получит возможность научиться определять роль предложений с причастными оборотами в текстах различных стилей. Деепричастие Обучающийся научится опознавать деепричастие как часть речи и определять его морфолого-синтаксические признаки, проводить морфологический анализ деепричастия; грамматически правильно создавать предложения с деепричастными оборотами Обучающийся получит возможность научиться определять роль деепричастных конструкций в тексте. Наречие Обучающийся научится опознавать наречие как часть речи и определять его морфолого-синтаксические признаки, образовывать наречия, в том числе разных степеней сравнения, отличать их от омонимичных частей речи, проводить морфологический анализ наречия; создавать собственные тексты, используя наречия. Обучающийся получит возможность научиться определять роль наречий в тексте; систематизировать материал по теме с привлечением ранее изученного. Учебно-научная речь Обучающийся научится анализировать отзывы и учебные доклады с точки зрения композиционных частей и жанровых признаков. Обучающийся получит возможность научиться писать отзыв, учебный доклад на заданную тему ; находить в сети Интернет отзывы о спектаклях, кинофильмах, анализировать их с точки зрения соответствия правилам доброжелательного отзыва. Категория состояния Обучающийся научится опознавать слова категории состояния как часть речи и определять их морфологосинтаксические признаки, отличать слова категории состояния от омонимичных частей речи, создавать собственные тексты, используя слова категории состояния. Обучающийся получит возможность научиться определять роль слов категории состояния в тексте; систематизировать материал по теме с привлечением ранее изученного. Самостоятельные и служебные части речи Обучающийся научится различать самостоятельные и служебные части речи, опираясь на отличительные признаки Предлог Обучающийся научится опознавать предлоги как часть речи и определять их морфолого-синтаксические признаки, различать производные и непроизводные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичных частей речи Обучающийся получит возможность научиться употреблять предлоги в речи, редактировать тексты с ошибочным употреблением предлогов. Союз Обучающийся научится опознавать союзы как часть речи и определять их морфолого-синтаксические признаки, различать союзы сочинительные и подчинительные, определять их синтаксические признаки Обучающийся получит возможность научиться употреблять союзы в речи, писать репортаж, создавать сложный план на заданную тему, создавать сообщение на лингвистическую тему. Частица Обучающийся научится опознавать частицы как часть речи и определять их морфолого-синтаксические признаки, различать смысловые и формообразующие частицы, определять их функцию Обучающийся получит возможность научиться употреблять частицы в речи, создавать собственные тексты заданного стиля и типа с использованием частиц. Междометие Обучающийся научится опознавать междометия как особую часть речи и определять их морфолого-синтаксические признаки, определять их функцию, отличать междометие от самостоятельных частей речи. Обучающийся получит возможность научиться употреблять междометия в речи, находить в сети Интернет информацию на заданную тему. Орфография Обучающийся научится определять написание падежных окончаний причастий, выбирать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени, определять гласную перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени, перед суффиксом Н и НН страдательных причастий прошедшего времени, выбирать Н или НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, деепричастиями, наречиями; выбирать гласную Е или Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, выбирать букву Е или И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий; выбирать букву О и Е после шипящих на конце наречий; букву О или А на конце наречий; написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; слитного написания союзов тоже, также, чтобы и их отличия от сочетаний наречий, местоимений с частицами; раздельного и дефисного написания частиц; выбора частиц НЕ и НИ; различать частицы НЕ и приставки НЕ; частицы НИ, приставки НИ, союза НИ…НИ; определять случаи дефисного написания междометий. Обучающийся получит возможность научиться выбирать случаи написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных, включая исключения; слитного и раздельного написания производных предлогов; определять случаи дефисного написания наречий, используя материалы толовых словарей. Пунктуация Обучающийся научится выбирать случаи обособления причастных и деепричастных оборотов, постановки запятых в союзных сложных предложениях и простых предложениях, осложненных однородными членами; постановки знаков препинания при междометиях. Обучающийся получит возможность научиться определять грамматическую основу предложения, выраженную категорией состояния; обособлять обстоятельства, выраженные конструкцией с предлогом несмотря на. Культура речи Обучающийся научится употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; грамматически верно употреблять предлоги с падежами в речи. Обучающийся к получит возможность научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Развитие связной речи Обучающийся научится создавать письменное монологическое высказывание заданного объема художественного или публицистического стиля описания, повествования или рассуждения (описание картины, создание рассказа по данному началу, описания действия); использовать приемы компрессии текста при написании изложений. 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение. Русский язык как развивающееся явление Повторение изученного в 5-6 классах Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Р.Р. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ѐ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Р.Р. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Сочинение – описание внешности. Деепричастие Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине. Наречие Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и – е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и – е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв. Учебно-научная речь Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Р.Р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада. Категория состояния Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния. Служебные части речи. Предлог Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Союз Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах. Р.Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Частица Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. Р.Р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинениерассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Впечатление от картины. Междометие Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2-3 4 5-6 7 8-9 10 11 12 13 14 Тема урока Русский язык как развивающееся явление Синтаксис и пунктуация. Лексика и фразеология Фонетика и орфография Словообразование и орфография Морфология и орфография Р.р. Сочинение по картине Бродского «Летний сад осенью» Входная контрольная работа Р.р. Текст. Р.р. Диалог как текст. Виды диалога. Р.р. Стили литературного языка. Р.р. Публицистический стиль. ОДНРК: упр.66, текст о патриотизме. Количество часов 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 33 34 35-36 М о р ф о л о г и я и о р ф о г р а ф и я. Причастие Повторение изученного в 5 – 6 классах о глаголе. Причастие как часть речи Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Причастный оборот Выделение причастного оборота запятыми Действительные и страдательные причастия Краткие страдательные причастия Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени. Р.р. Изложение от третьего лица. ОДНРК: формирование нравственных основ личности на примере текста о семье Л.Н.Толстого Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных Р.р. Выборочное изложение. ОДНРК: отрывок из повести М.Шолохова «Судьба человека» Морфологический разбор причастий Контрольный диктант по теме "Причастие" Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 37 Р.р. Характеристика человека. 1 38 Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Сочинение «Успешный телеведущий» 1 Повторение и обобщение изученного о причастии. Контрольная работа по теме "Причастие". Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями Деепричастия несовершенного вида .Деепричастия совершенного вида. Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие Р.р.Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов 2 1 15 16 17 18 19-20 21 22 23 24 25 26 27 28 29-30 31 32 39 40-41 42 43 44 45 46 47 48 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 49-50 51 52 53 54-55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65-66 67 68-69 70 71 72-73 74 75 76 77-78 79 80 81 82 83 84 85 86 (работа по картинам С. Григорьева «Вратарь» и А. Сайкиной «Детская спортивная школа» ОДНРК: формирование нравственно-патриотических оснований личности через спорт. Морфологический разбор деепричастий. Повторение и обобщение изученного о деепричастии. Наречие (23 часа) Наречие как часть речи Смысловые группы наречий Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись). Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Р.р. Сочинение-рассуждение «Моѐ отношение к прозвищам» Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О – -Е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий Н и НН в наречиях на –О и –Е Р.р. Описание действий. ОДНРК: воспитание семейных ценностей на примере текста «Волшебная веревка» Буквы О и Е после шипящих на конце наречий Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Обобщающее повторение по теме «Наречие». Контрольный диктант по теме «Наречие». Учебно-научная речь. Учебный доклад Категория состояния Служебные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире» Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102105 Различение НЕ и НИ Различение частицы НЕ и приставки НЕЧастица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Различение частицы НИ-, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Обобщающее повторение по теме « Служебные части речи». Контрольная работа по теме «Служебные части речи». МЕЖДОМЕТИЕ Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. П О В Т О Р Е Н И Е И ОБОБЩЕНИЕ Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Орфография и пунктуация. Итоговая работа за курс 7 класса Обобщение изученного 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4