Программа соответствует учебнику «Музыка. 8 кл.» для общеобразовательных учреждений /Т.И.Науменко, В.В. Алеев. М.: Дрофа, 2001. В данной рабочей программе на изучение музыки в 8 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: —обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; —обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; —наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; —инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач; —соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства; —наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; —участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников. Метапредметные результаты: —понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурноисторическом развитии современного социума; —общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); —развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности; —соответствующий возрасту уровень духовной культуры; —творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем; —расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; —усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения; —эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Предметные результаты: —постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; —освоение содержания, претворяющего проблемы ≪вечных тем≫ в искусстве; —умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека; —осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы; —понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы; —сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации. По итогам освоения программы 8 класса обучающиеся должны знать/понимать: I. содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов; II. III. IV. 1. 2. 3. 4. 5. 6. знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга; знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое; знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля; уметь: находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством; выражать знания, полученные в 8 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении; участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; - певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; - самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА О традиции в музыке (3 часа) Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна. Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час) Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир. Мир человеческих чувств (11 часов) Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра- фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг. В поисках истины и красоты (5 часов) Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола. О современности в музыке (8часов) Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия Музыка всегда остаётся (1 час) Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.Стихи А.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная. Заключительный урок (2 ч.) Итоговое тестирование. Хоровое пение. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема урока РАЗДЕЛ «О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ» Музыка «старая» и «новая» Настоящая музыка не бывает «старой» Живая сила традиции РАЗДЕЛ «СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ» Искусство начинается с мифа Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка» Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского «Благословляю вас, леса…» Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» Заключительный урок РАЗДЕЛ «МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ» Образы радости в музыке «Мелодией одной звучат печаль и радость» «Слёзы людские, о слёзы людские…» Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Два пушкинских образа в музыке Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин» Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Мотивы пути и дороги в русском искусстве Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Обобщающий урок РАЗДЕЛ «В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ» Мир духовной музыки Колокольный звон на Руси Рождественская звезда От Рождества до Крещения «Светлый праздник». Православная музыка сегодня РАЗДЕЛ «О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ» Как мы понимаем современность Вечные сюжеты Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов. Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка) Лирические страницы советской музыки Диалог времён в музыке А. Шнитке «Любовь никогда не перестанет» Музыка всегда остаётся Заключительный урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1