ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП) и определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.
Основная образовательная программа среднего общего
образования МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа», имеющая
государственную аккредитацию, разработана с учётом образовательных потребностей
и запросов участников образовательного процесса, с привлечением органов
самоуправления (совет образовательного учреждения, управляющего совета,
профсоюзного комитета), обеспечивающих государственно-общественный характер
управления образовательным учреждением.
Основная образовательная программа
среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» – это документ
направленный на достижение обучающимися
образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне среднего общего образования, отвечает требованиям ФГОС, обеспечивает
преемственность основного и среднего общего образования, доступность и качество образования для детей с разными
образовательными возможностями, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации основной образовательной
программы среднего общего образования определяется нормативный срок - 2 года
(10 и 11 классы), для детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов при обучении по адаптированным образовательным программам,
независимо от применяемых технологий, срок получения среднего общего образования
увеличивается не более чем на 1 год.
Целями реализации ООП СОО являются:
- становление и развитие личности
обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов,
готовность к самоопределению;
- достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального
народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка,
овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- обеспечение равных возможностей получения
качественного среднего общего образования;
-
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО);
-
обеспечение реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной
образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план
(учебных предметов по выбору из
обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во
все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне),
а также внеурочную деятельность;
-
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека
и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих
в основную образовательную программу;
- обеспечение
преемственности основных образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего, профессионального образования;
-
развитие государственно-общественного управления в образовании;
-
формирование основ оценки результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
-
создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Результаты освоения
ООП СОО определены ФГОС СОО и конкретизированы в личностных характеристиках выпускника («портрет
выпускника школы»):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир, осознающий ценность
образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами
научных методов познания
окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять
учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий
закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий
вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно
выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Принципы и подходы к формированию основной
образовательной программы среднего общего образования
Методологической основой
ФГОС СОО является
системно-деятельностный подход, который
предполагает:
- формирование готовности
обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной
среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательной
деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Основная образовательная программа формируется на основе системно-
деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное,
познавательное развитие обучающихся
определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной,
а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
цели образования; содержания образования на уровне
среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы как средства системы
образования, в том числе с учетом принципа
преемственности начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который
может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства,
технологии, методы и приемы работы.
ООП при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект,
результат и главный
критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление
принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать
оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
ООП формируется с
учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18
лет, связанных:
-
с формированием у обучающихся системы
значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом
себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
-
с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной
деятельностью в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления
обучающихся. Ведущее место у
обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к
самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
-
с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, с появлением интереса
к теоретическим проблемам, к способам познания
и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем,
способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
-
с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами
и приемами;
-
с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки;
большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением
потребности влиять на других людей.
Переход
обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым
периодом зрелости, который
отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных
планов на будущее,
формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском
возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста
к самостоятельной взрослой
жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических
функций, необходимых взрослому человеку для
полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько
эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего
места во взрослом мире.
ООП формируется с учетом принципа
демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе
сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов
государственно-общественного управления образовательной организацией.
ООП формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении
среднего общего образования, включая образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения
в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.