ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа основного общего образования МБОУ «Санномыская
средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
основного общего образования к структуре основной образовательной программы
(ООП) и определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени
основного общего образования.
Основная
образовательная программа основного общего образования МБОУ «Санномыская
средняя общеобразовательная школа», имеющая государственную аккредитацию,
разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников
образовательного процесса, с привлечением органов самоуправления (совет
образовательного учреждения, управляющего совета, профсоюзного комитета), обеспечивающих
государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Основная
образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) МБОУ
«Санномыская средняя общеобразовательная школа» – это документ, который определяет
цель, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательного
процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и
самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся на ступени основного
общего образования.
Содержание основной образовательной программы
МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» отражает требования
Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
основной образовательной программы основного общего образования,
конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие
региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской
Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную
записку;
• планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
• систему оценки
достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования
и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов.
Содержательный раздел включает:
• программу развития
универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование
компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных
технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• программы отдельных
учебных предметов, курсов;
• программу воспитания
и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую
такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу
коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной
программы основного общего образования.
Организационный раздел включает:
• учебный план ООО как
один из основных механизмов реализации ООП;
• план внеурочной
деятельности;
• календарный учебный
график;
• систему условий
реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями
Стандарта.
Программа адресована:
Учащимся и родителям:
• для информации о
целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ;
• для определения сферы
ответственности за достижение результатов школы, родителей и обучающихся и
возможностей для взаимодействия;
Учителям:
• для углубления
понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической
образовательной деятельности;
Администрации школы:
• для координации
деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам
и условиям освоения учащимися ООП;
• для регулирования
взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников,
родителей, администрации и др.);
Учредителю и органам управления:
• для повышения
объективности оценивания образовательных результатов ОУ в целом;
• для принятия
управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества,
условий и результатов образовательной деятельности ОУ.
Основная образовательная программа сформирована с
учётом психологопедагогических особенностей развития детей 11—15 лет,
связанных:
- с переходом от
учебных действий, характерных для начальной школыи осуществляемых только
совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от
способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели
к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве
мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции
обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на
каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих
способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные
области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля
и оценки и переходаот самостоятельной постановки обучающимися новых учебных
задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и
построению жизненных планов во временнóй перспективе;
- с формированиему
обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные
образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением
коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
- с изменением формы
организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к
лабораторно-семинарской и лекционнолабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в
основную школу совпадает спервым этапом подросткового развития - переходом к
кризису младшего подросткового возраста (11– 13 лет, 5–7 классы),
характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором
центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является
возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не
ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка
с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9
классы), характеризуется:
- бурным,
скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно
короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей,
интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных
трудностей и переживаний;
- стремлением подростка
к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью
к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы
социального поведения взрослого мира;
- обостренной, в связи
с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм,
ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их
отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и
убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности ;т.е. моральным
развитием личности;
- сложными
поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью
подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания,
сопротивления и протеста;
- изменением социальной
ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных
взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей
подросткового возраста, успешность и своевременность формирования
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с
активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного
процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое
для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует
и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи
воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.